
Это сейчас 69-летний москвич Владимир Трепетцов скромно представляется пенсионером, пишет «Комсомольская правда». Было время, когда и представляться не надо было — люди на улицах и так узнавали. В 60-е годы автор-исполнитель входил в популярное трио завода «Калибр»: самодеятельные артисты колесили по стране с концертами, то и дело мелькали по телевидению.
Трепетцов написал немало песен, но бессмертной стала одна, причем самая первая — лирическая «Белая береза», которую до сих пор поют практически все артисты «шансонного» жанра.
— Однажды мне подарили диск, на котором мою «Березу» поют 140 артистов, — с гордостью рассказывает Трепетцов. — Включая Стаса Михайлова. А еще песня звучит в фильме «Афоня».
Все бы ничего, но некоторые исполнители считают «Березу» народным творчеством. Что ж, так бывает. Лишнее доказательство, что песня удалась. В очередной раз услышав свою песню в исполнении Михайлова, Трепетцов набрался смелости и решил познакомиться с певцом. Нашел номер директора артиста Сергея Кононова, позвонил. Мол, давайте дружить. По его словам, на том конце провода вроде бы обрадовались: «мы и сами очень хотели вас найти! Обязательно договоримся о встрече, представим вас со сцены!».
— Кононов предложил выкупить права на песню, чтобы только Стас мог ее петь, — рассказываетТрепетцов. — Я вежливо отказал: все-таки «Белая береза» — давно народная, нехорошо остальным запрещать ее использовать.
Пенсионер так разволновался, предвкушая встречу с любимым артистом, что даже загремел в больницу. Но обещанного звонка так и не дождался. И тогда еще раз позвонил сам.
— Совсем другой разговор вышел, — вспоминает Трепетцов. — «Много вас, авторов!», — сказал мне Кононов.
Может, директор заподозрил «финансовый интерес»? Так ведь не в деньгах дело.
— Просто обидно стало, что других авторов Стаса всегда указывают в титрах, а меня нет, — объясняет пенсионер. — А ведь моя песня в концерте в честь 8 Марта звучала в финале — «на десерт».
Песня Трепетцова зарегистрирована в Российском авторском обществе, при желании можно найти свидетелей, которые подтвердят, что это он ее написал. Но искать правду в суде автор не собирается: куда пенсионеру с миллионером тягаться? К тому же, по словам Трепетцова, для него все-таки самое главное, что песня продолжает звучать: «Когда ее слышу, мне как бальзам на душу...».
Он и про летающую х...ню написал
Судя по «Белой березе», Владимир Трепетцов — тонкий лирик. Но не только! Всю жизнь он писал эпиграммы и, главное, частушки, самая знаменитая из которых — вот эта:
Над селом х...ня летала Серебристого металла. Слишком много в наши дни Неопознанной х...ни!
Оказывается, популярная частушка — часть большого сатирического стихотворения, которое он написал, возмутившись введением сухого закона в 1985 году. Но в народ ушло лишь первое четверостишие. За считанные недели оно облетело страну — даром что Интернета тогда еще не было. Частушку полюбили журналисты, регулярно цитируя ее в качестве заголовков для заметок про НЛО. А Эльдар Рязанов вложил хулиганское четверостишие в уста героини своего фильма «Небеса обетованные». Попала частушка и в несколько поэтических сборников. На это раз авторство надежно зафиксировано.
Звонок директору артиста
Сергей Кононов: «Зачем нам искать автора песни?!»
— К нам обратился автор «Белой березы...»— Я знаю как минимум 6-7 авторов этой песни. 2-3 слова изменил, зарегистрировал — и все, автор!
— То есть вы считаете, что Трепетцов — самозванец?— Что значит — я считаю? В чем ваш вопрос вообще?
— Почему не указывается авторство этой песни?— Где не указывается?
— Например, в титрах концерта на Первом канале.— Этим занимался Первый канал. Мы нигде не указываем авторов. Стас и мои песни поет и тоже не указывает.
— А вы не пытались установить автора «Белой березы»?— Зачем?
— Чтобы, по-крайней мере, «спасибо» сказать человеку.— Мы же не юридическая компания, которая занимается восстановлением истины. Установить ее может юрист, следователь или милиция.
— Но ведь песня — это произведение искусства, которое нельзя просто так использовать...— Если у него есть претензии, пусть обратится в суд. Чтобы вы поняли: мы не сотрудничаем со СМИ. В частности, с «Комсомольской правдой». По моему мнению, это желтая газета, которая много гадостей про артистов написала. Нормального вы все равно ничего не напишете.
Свежие комментарии